Товарный знак

Глобализация и развитие кыргызского бизнеса способствует появлению на рынке Кыргызстана все большего числа товаров и услуг, как отечественного, так и зарубежного производства. Это неизбежно приводит к активной конкурентной борьбе, которая не всегда ведется честными методами. Как же заручиться международной поддержкой, получить монопольное право на обозначение своего товара, эксклюзивное право его на импорт, а так же право запрещать конкурентам использовать данное обозначение? Ответ – товарный знак!

Содержание

1. Правовое понятие товарного знака

2. Виды товарных знаков

3. Использование товарного знака

4. Регистрация товарного знака

— МКТУ

— Пошлины

— Сроки регистрации

5. Основания для отказа в регистрации товарного знака

6. Срок действия регистрации товарного знака

Товарный знак – лицо фирмы. Выразительное графическое или фантазийное шрифтовое обозначение, хорошо запоминающееся потребителю и партнерам по бизнесу, наделяет товары характером и индивидуальностью, делая их привлекательными и желанными для покупателя. Товарный знак это статус и репутация компании которой он принадлежит.

Товарный знак – это гарантия индивидуальности. Ежегодно органы юстиции Кыргызской Республики регистрируют более тысячи новых компаний, и каждой требуется фирменное наименование. Появляются новые товары, которым необходимы товарные знаки. В результате чего появляются имитации, пародии и подделки влекущие судебные разбирательства.

Зарегистрированный товарный знак гарантирует Вам то, что больше никто не зарегистрирует тождественный (идентичный) или сходный до смешения товарный знак или фирменное наименование в отношении однородных товаров или услуг.

Зарегистрированный товарный знак позволит Вам быстрее и дешевле отстоять свои права, если Ваши конкуренты захотят «скопировать» Вашу продукцию или оказывать аналогичные услуги под Вашим товарным знаком.

Товарный знак – это «монополия» на товар. Регистрация товарного знака (знака обслуживания) является актом по предоставлению правообладателю правовой охраны его обозначения в отношении перечня товаров и услуг, для которых зарегистрирован знак. Свидетельство на товарный знак это своего рода разрешенная законодательством Кыргызской Республики, «монополия» на определенное обозначение товара или услуги какого-либо сегмент рынка.

Товарный знак – это шаг к международной известности. Регистрация товарного знака в стране происхождения является обязательным требованиям для подачи данного товарного знака по процедуре международной регистрации предусмотренной Мадридским соглашением.

Товарный знак – это защищенный домен. Регистрация товарного знака является средством защиты домена вашего Интернет сайта от киберсквоттеров, поскольку правообладатель товарного знака используемого в доменном имени в зоне .kg имеет гарантии и преимущества предоставленные законом КР в отличие от доменов незарегистрированных в качестве товарных знаков.

Товарный знак – это «визитная карточка» и знак качества товара. Нанося на свой продукт или его упаковку зарегистрированный товарный знак, производитель, тем самым вручает покупателю «визитную карточку», как гарантию качества товара. А потребитель выбирая из множества однородных товаров продукцию определенного производителя обозначенную такой «визитной карточкой», «искусственным отбором» способствует наполнению рынка более качественными товарами.

1. Правовое понятие товарного знака

Товарный знак – это словесное, изобразительное (графическое), объемное и иное обозначение и его комбинации, отличающее товары и услуги одних юридических лиц и предпринимателей от товаров и услуг других лиц. Владельцу Товарного знака законом предоставлено исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать в Кыргызской Республике товарный знак без разрешения его владельца.

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую (ч. 3 ст. 52 Закона КР «О товарных знаках»), административную (ч. 2 ст. 399 КоП КР) или уголовную ответственность (ч. 1 статьи 255 УК КР).

Охрана товарного знака ограничивается территорией страны в которой была осуществлена его регистрация.

2. Виды товарных знаков

Словесные обозначения — наиболее распространенный вид товарных знаков. Примером таких обозначений могут являться товарные знаки:

Выполненные в кириллице: Шпилька, Шоро, Намали и др.

Выполненные в латинице: KarVen, Legenda, Coca-Cola, Nokia, KENT, NIKE;

Имя собственное (антропоним): Аленка, Тинькофф, Smirnoff, Ford, Peugeot;

Имя собственное (топоним): Арарат, Монблан, Nemiroff;

Слоганы: «Есть повод, есть Аю!», «Always Coca-Cola» (Всегда Кока-Кола), «Toyota – управляй мечтой», «NOKIA — connecting people» (NOKIA — соединяя людей), «Ваша киска купила бы «Вискас»», «Яндекс — найдется все!»;

Аббревиатуры: BMW, FIAT, VW, KLM, ЗИЛ, УАЗ;

Изобразительные обозначения — менее распространенная часть товарных знаков, т.е. содержащих в основе своей рисунок (символы):

Изобразительный товарный знак компании

Изобразительный товарный знак Windows Mersedes

Комбинированные обозначения — товарные знаки состоящие одновременно из словесного и изобразительного элементов. Примером таких обозначений являются:

Логотип компании Логотип компании АЮ

Вариантом комбинированных товарных знаков могут быть, также этикетки товаров:

Этикетка воды Tien-Shan Legend sport

Shoro_Baitik

Вариантом объемного товарного знака могут быть упаковки товаров:

Бутылка напитка Coca-Cola.

Звуковой знак: звуковая заставка для рекламы Coca-Cola, мелодия мобильного телефона Nokia.

3. Использование товарного знака

Правообладатель (владелец) товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак в гражданском обороте по своему усмотрению:

  • на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
  • при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот (на договорах, фирменных бланках, печатях и т.п.);
  • в предложениях к продаже товаров (в промо акциях, наружной или телевизионной рекламе и т.п.);
  • уступать право на товарный знак (продавать), разрешить его использование по лицензии;
  • в виде адреса в сети Интернет.

А также, главное, защищать товарный знак как свою собственность, запрещать его использовать третьим лицам. А в случае установления такого факта иметь возможность привлечь недобросовестных конкурентов к гражданской, административной и уголовной ответственности. Запрещать импортировать продукцию с незаконно нанесенным на упаковку принадлежащим вам товарным знаком и др.

®

Предупредительная маркировка. Согласно ст.27 Закона КР «О товарных знаках…», для маркировки зарегистрированного товарного знака применяются символы в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности ® либо словесного обозначения «зарегистрированный товарный знак».

 

4. Регистрация товарного знака

Правовая охрана Товарного знака в Кыргызской Республике предоставляется на основании его государственной регистрации в Кыргызпатенте.

Также охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Кыргызской Республики (знаки олимпийской символики, красный крест и др.), в связи с международной регистрацией товарного знака в Международном реестре (с указанием Кыргызстана в качестве страны, где испрашивается охрана) или предоставлена в результате признания товарного знака общеизвестным.

В отличие от Японии, США или Австралии факт начала использования товарного знака (преждепользование) не является по Кыргызскому законодательству основанием для возникновения правовой охраны.

Использование незарегистрированного обозначения в качестве товарного знака допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает. То есть в случае повышенного спроса на товар ваши конкуренты не преминут выпустить такой же продукт со схожим или идентичным обозначением, воспользовавшись вашим успехом у потребителя, а привлечь их за это будет сложно, а иной раз и невозможно (См. Прецедент «Graduss» и «Prado»).

МКТУ

Поскольку товарный знак, как средство индивидуализации, отличает товары и услуги одних юридических и физических лиц от товаров и услуг других, то и охрану товарный знак получает только в отношении определенных товаров, работ и услуг, которые и составляют объем охраны товарного знака. Перечень товаров и услуг разбит по классам. Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Изначально количество классов, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака определяется заявителем (чем больше классов, тем дороже регистрация).

Пошлины

За подачу заявки на регистрацию товарного знака и проведение экспертизы заявитель обязан уплатить пошлину в 365 долларов США за один класс МКТУ, за каждый дополнительный класс доплата составляет 175 долларов США.

В случае положительного решения экспертизы, по прошествии 12 месяцев, пошлина за регистрацию, публикацию и выдачу свидетельства на черно-белый товарный знак составляет 265 долларов США, а на товарный знак выполненный в цвете 300 долларов США.

Сроки регистрации

Срок регистрации и выдачи свидетельства на товарный знак в Кыргызпатенте по обычной процедуре занимает около 9 месяцев (7 мес. экспертиза + 1 мес. регистрация в реестре + 1 мес. выдача свидетельства). Но приоритет на товарный знак возникает на дату подачи заявки в Кыргызпатент. Этапы регистрации товарного знака по стандартной процедуре. Подробнее…

Установленный при подаче заявки приоритет не позволит конкурентам зарегистрировать Ваше обозначение на себя.

5. Основания для отказа в регистрации товарного знака

В Законе КР «О товарных знаках…» указаны причины, по которым товарный знак не может быть зарегистрирован (ст. 9 и 10). Все их можно разбить на три группы:

  1. Обозначение не способно выполнять функцию товарного знака (индивидуализировать товары, различать однородные товары разных лиц) в силу своей внешней невыразительности, описательности характеристик самих товаров, активного использования многими производителями. Например:
    • Не могут быть зарегистрированы обозначения тождественные или схожие до степени смешения с товарными знаками, уже зарегистрированными в Кыргызской Республики непосредственно явочным способом или получившими расширение через Международную регистрацию, а также поданные, но еще не зарегистрированные и имеющие более ранний приоритет. Сходными признаются обозначения: «Лезинатон» — «Леатон», «Листенон» — «Listerine», «Milograd» — «Minocard».
    • Нельзя зарегистрировать товарный знак «Тан», поскольку это обозначение товара определенного вида, так же как молоко, компьютер или сахар.
    • Нельзя зарегистрировать товарный знак «Телефон» в отношении аппаратуры для записи, передачи, воспроизведения звука, но можно зарегистрировать например, для одежды или алкогольных напитков.
  2. Обозначение является ложным или способным ввести в заблуждение, нарушает общественные интересы, принципы гуманности и морали. Например, в регистрации нацистской свастики, не цензурной лексики будет отказано.
  3. Регистрация товарного знака приведет к нарушению прав третьих лиц. Например, если ваше обозначение содержит изображение, авторские права на которое принадлежат третьему лицу или содержит фамилию известного человека, без согласия данной персоны или его наследников и т.п.

6. Срок действия регистрации товарного знака

На зарегистрированный в Кыргызской Республике товарный знак выдается свидетельство сроком на 10 лет. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.

По истечение 10 лет свидетельство на товарный знак подлежит продлению еще на 10 лет, и так неограниченное число раз при условии уплаты соответствующей пошлины.

Желаете, воспользоваться услугами по регистрации Вашего товарного знака? Обращайтесь в патентное бюро ПравУМ …

Назад >>>


Законодательство

 

Вопросы-ответы

 

Статьи

 

Смотрите также


Интеллектуальная собственность
Услуги
Законодательство
Здравствуйте , сегодня Четверг, 05.12.2024