Вопрос: Шаменов Руслан, 15.06.2011 21:20 |
Ответ:
Зачастую у большинства обывателей сложилось мнение, что можно без труда зарегистрировать схожий товарный знак известного производителя, изменив или переставив местами в нем одну или две буквы. Это заблуждение сформировалось благодаря широкому потоку ширпотреба из Китая в 90-х годах прошлого столетия, где SONYA, PHILIBS, Panasonix, Yamasa, Ruma были привычными для нас обозначениями товара. В действительности же экспертиза Кыргызпатента никогда не допустит регистрацию схожего до степени смешения подобного обозначения. В данной статье, отвечая на вопрос, мы специалисты ПравУМ попытаемся сломать данный стереотип.
Безусловно, при установлении сходства обозначений, поданных на регистрацию в качестве товарных знаков, существует некоторая субъективность экспертов, которые руководствуются своим опытом и сложившейся практикой по регистрации различных обозначений. Причина этого в том, что правила, регламентирующие оценку сходства, достаточно обобщенно указывают на критерии оценки, например для словесных обозначений принимается во внимание звуковое (фонетическое), графическое (визуальное) и смысловое (семантическое) сходство.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков (причем эти признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях):
- наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
- близость звуков, составляющих обозначения;
- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
- наличие совпадающих слогов и их расположение;
- число слогов в обозначениях;
- место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
- близость состава гласных;
- близость состава согласных;
- характер совпадающих частей обозначений;
- вхождение одного обозначения в другое;
- ударение.
Так признаются сходными обозначения “Лезинатон” и “Леатон”, “листенон» и “Listerine”, “milograd” и “Milocard”, “Winston” и “Wilsons” и “Sir Winston”, “Kris” и “Criss”, “Альфа” и “Альфабанк”.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:
- общее зрительное впечатление;
- вид шрифта;
- графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);
- расположение букв по отношению друг к другу;
- алфавит, буквами которого написано слово;
- цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков:
- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей. Например: Маг (волшебник, чародей) и Мак (цветок), Сова (птица) и Савва (мужское имя).
Так признаются сходными обозначения ”mini —taille” и “taille fine” (мини – талия и тонкая талия), «Ай-Да-Детки» и «Ох уж эти детки»,” Amour” и “Amor” (любовь).
В результате продолжительной борьбы Российской компании удалось отстоять свой товарный знак “INTELPART” у компании Intel, в ходе чего можем заявить, что товарные знаки “INTEL” и “INTELPART” не являются схожими до степени смешения.
Для определение сходства изобразительных и объемных обозначений принимаются во внимание:
- внешняя форма;
- наличие или отсутствие симметрии;
- смысловое значение;
- вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.);
- сочетание цветов и тонов.
Чтобы понять, как специалисты по товарным знакам проводят экспертизу на звуковое (фонетическое), графическое (визуальное) и смысловое (семантическое) сходство, сравним два товарных знака «Ай-да-детки» и «Ох уж эти детки» (данный прецедент имел место в Российской Федерации в 2007 году):
«Ай-Да-Детки»
Комбинированный товарный знак. Классы МКТУ: 25, 35. |
«Ох уж эти детки»
Товарные знаки. Классы МКТУ: 09, 16, 25, 28, 41. |
Доминирующее положение в комбинированном товарного знаке занимает словесный элемент – словосочетание, выполненное в кавычках через дефис «Ай-Да-Детки», каждое слово которого исполнено с заглавной буквы русского алфавита нестандартным шрифтом. | Словесные товарные знаки «Ох уж эти детки» выполнены буквами русского алфавита стандартным шрифтом в черно-белом цветовом сочетании. |
Оба рассматриваемых словосочетания содержат в своем составе выражения «Ай-Да» и «Ох уж эти», относящиеся к выполненному в конце предложений словесному элементу «детки», несущему в себе основную смысловую нагрузку.
Части словосочетаний означают:
«Ай» — употребляется: (а). для выражения испуга, страха при неожиданном появлении или действии кого-, чего-либо; (б). при неожиданном ощущении боли; (в). для выражения удивления, восхищения, похвалы, одобрения и т.п.; (г). для выражения сожаления, неудовольствия, несогласия, порицания и т.п.;
«Ай да» — вот так (разговорное, для выражения одобрения, чаще иронического);
«Ох» — (а). восклицание при сожалении, досаде, горе, печали и т.п. чувствах; (б). выражает испуг, боль, чувство облегчения и т.п.; (в). употребляется в высказывании, окрашенном каким-либо чувством (сожаления, досады, недовольства и т.п.); (г). употребляется при выражении восхищения, удивления и т.п.;
«Уж» — (усилительная частица) употребляется при местоимениях и наречиях для подчеркивания их значения; употребляется в начале предложения для усиления просьбы, утверждения и т.п.
«Детки» — уменьшительно-ласкательное к слову «дети» — (а). мальчики и (или) девочки в раннем возрасте, до отрочества; (б). сыновья, дочери (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, «Толковый словарь русского языка», М., «АЗЪ», 1993г., с.165).
По фонетическим и семантическим факторам сходства сопоставляемые знаки следует признать сходными, поскольку оба словосочетания представляют собой восклицательные предложения, логическое ударение в которых падает на тождественный словесный элемент «детки».
В результате товарный знак «Ай-Да-Детки» и товарные знаки «Ох уж эти детки» схожи до степени смешения.
Алексей Вандаев,
Патентный поверенный КР №31
Смотрите также
- Кому принадлежат права на кыргызские фильмы, снятые в советское время?
- Как запатентовать услугу или бизнес-идею?
- Кто такой патентный поверенный?
- Если возможно, дайте юридическое определение термина «дискламация».
- Как устанавливается сходство или его отсутствие при экспертизе товарных знаков в Кыргызпатенте?
- В Законе КР «О товарных знаках…» часто встречается термин «однородный товар», не могли бы Вы его доступно объяснить?
- Что такое МКТУ и какое значение оно имеет при регистрации товарного знака?
- Брэнд, Логотип, Торговая марка и Товарный знак, запуталась. Есть ли различия между этими терминами?
- Можно ли зарегистрировать товарный знак на физическое лицо?
- Можно ли зарегистрировать рисунок без слов в качестве товарного знака?
- Как правильно обозначить права на товарный знак —TM или R?
- Как осуществляется защита товарных знаков?
- Как мне защитить название моего сайта?
- Какие основные причины для отказа в регистрации товарного знака?
- Как я могу зарегистрировать свой товарный знак самостоятельно?
- Общеизвестный товарный знак, что это такое?
- Какие права имеет официальный владелец товарного знака (торговой марки)?
- Какие преимущества дает регистрация товарного знака (торговой марки)?
- В каких случаях по заявке на регистрацию товарного знака выносится предварительное решение об отказе и какими могут быть негативные юридические последствия данного решения?
- Какие государственные органы, осуществляют контроль за соблюдением прав владельцев товарных знаков?