Физическое лицо — как владелец товарного знака и связанные с этим риски

  Ввиду частой регистрации товарных знаков на имя индивидуальных предпринимателей и появившихся судебных споров с данными лицами, предлагается рассмотреть в данном обзоре правовые аспекты пользования и распоряжения товарным знаком одним из субъектов права — физическим лицом и в частности возможные негативные последствия для правообладателя. Алексей Вандаев
  • Алексей Вандаев
Image of

 

Закон Кыргызской Республики  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее – «Закон о Товарных знаках») говорит о том, что «товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность».

В случае с правообладателем юридическим лицом все предельно ясно. Но что касается определения «физического лица», то в данном случае — то ли не читают норму до конца,  то ли просто удобно понимать именно так — физическое лицо и точка.  Дело в том,  что в Законе о Товарных знаках есть прямое указание на то, что лицо должно быть не просто физическим, но и осуществлять при этом предпринимательскую деятельность. А как показывает практика, последняя часть нормы не всегда учитывается. Для общего понимания того, что же все-таки представляет собой предпринимательская деятельность, может ответить формулировка из закона: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].

Физическое лицо — как индивидуальный предприниматель

С юридической точки зрения любое физическое лицо имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, выступая в качестве индивидуального предпринимателя. Кстати говоря, в обиходе зачастую используется термин «Частный предприниматель» или «ЧеПэшник», что юридически некорректно, поскольку в законодательстве четко закреплен термин «индивидуального предпринимателя» и дается определение этому статусу.

Индивидуальный предприниматель, осуществляя предпринимательскую деятельность, как правило, действует (i) на основании свидетельства о государственной регистрации и/или (ii) добровольного и/или обязательного патента. При этом под патентом, в данном контексте, следует понимать вид документа, выдаваемого органом налоговой службы и удостоверяющим право налогоплательщика осуществлять определенный вид предпринимательской деятельности и уплату по ней налогов [2]. Патент выдается органом налоговой службы по месту жительства или месту ведения предпринимательской деятельности на максимально допустимый срок 180 дней [3], а после истечения его действия может быть продлен на новый срок. Индивидуальный предприниматель, действующий на основании свидетельства, практически не органичен в своей деятельности и может заниматься любым видом экономической деятельности за исключением тех, к которым закон предъявляет специальные требования как к субъекту и его правовой форме. В случаях ведения деятельности по патенту нужно помнить, что они выдаются на ограниченный список видов деятельности – около 130 наименований услуг согласно Государственному Классификатору Видов Экономической Деятельности и производство около 10 родов (видов) товаров.

Существующие риски при регистрации товарного знака на физическое лицо

Практикуя более 10 лет в качестве патентного поверенного Кыргызской Республики, часто сталкиваемся с такими примерами, когда учредители компаний, регистрируя какой-либо товарный знак на свое имя, не являются при этом предпринимателями, то есть не зарегистрированы в этом качестве. Дело в том, что при подаче заявки на регистрацию товарного знака Патентное ведомство (далее – «Кыргызпатент») не требует от заявителей — физических лиц, предоставления доказательства (документа) на ведение коммерческой деятельности. Законодательством предусмотрено требование для национальных заявителей указывать в заявке на товарный знак общий идентификационный код предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, другими словами код ОКПО[4]. По данным Кыргызпатента такое требование зачастую игнорируется заявителями, да и как показывает практика самим Кыргызпатентом. Так в период с 2013 по сегодняшний день было зарегистрировано более 120 товарных знаков на имя физических лиц без указания этой информации в заявке. Соответственно, отсутствие у заявителя кода ОКПО может служить подтверждением того, что заявка подана ненадлежащим субъектом права (участником оборота). В таком случае регистрации товарного знака может быть признана недействительной в течение всего срока ее действия, поскольку была произведена на имя физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью[5]. И эту «порочную» регистрацию уже не исправит в последующем приобретенный правообладателем статус коммерсанта или уступка знака юридическому лицу[6].

Прекращение предпринимательской деятельности и не уступка, как риск, ведущий к потере товарного знака

Регистрация товарного знака на имя физического лица, действующего по налоговому патенту, может быть прекращена досрочно по основанию прекращения предпринимательской деятельности[7]. Прекращением ведения законной предпринимательской деятельности может, считается не продление срока действия патента после его истечения и приостановление деятельности более чем на один месяц, без приобретения нового патента или получения свидетельства. Поэтому любое лицо может обратиться в Кыргызпатент с требованием прекратить действие регистрации товарного знака и он может быть потерян, но не безвозвратно. В течение первого года после отмены регистрации товарного знака третьим лицам подавшим заявки на данное обозначение будут отказано в регистрации, когда правообладатель сможет повторно обратиться на регистрацию принадлежащего ему ранее товарного знака.

Вкратце, рассмотрим ситуацию, вполне распространенную и обыденную. Некий предприниматель, еще на заре своей предпринимательской деятельности, работая по налоговому патенту, регистрирует товарный знак на свое имя. Спустя годы, предприниматель становится учредителем Общества с ограниченной ответственностью и использует в своей деятельности вышеупомянутый товарный знак. Но, по каким-то причинам, может быть по забывчивости, предприниматель — учредитель не передает и/или не уступает товарный знак ни в собственность, ни в качестве вклада в уставный капитал вновь учрежденного Общества, ни предоставляет лицензию. В ходе своей деятельности учредитель и его команда уверены, что с точки зрения защиты интеллектуальной собственности их продукция, маркированная вроде бы охраняемым товарным знаком, защищена. Но это до тех пор, пока выпускаемая продукция не заинтересует конкурентов, которые, предпримут любые попытки прекратить регистрацию товарного знака по причине его неиспользования в течение 3-х лет.

Не получение согласия супруга при распоряжении товарным знаком, как риск признания сделки недействительной

Законодательством Кыргызской Республики до сих пор не урегулирован вопрос отнесения результатов интеллектуальной деятельности к совместной собственности супругов. Мнения специалистов в этой области разняться, поэтому нельзя исключать риск признания сделки по уступке / приобретению прав на товарный знак недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга. Так к общему имуществу супругов, относятся доходы от результатов интеллектуальной деятельности, а также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства[8]. Права на товарный знак могут приобретаться за счет общих средств супругов и данная сделка требует государственной регистрации, поэтому полагаем, что потребуется получение нотариально удостоверенного согласия другого супруга на подобную сделку. Однако требования о предоставлении такого согласия вместе с договором об уступке товарного знака в специальных нормативных актах[9] не установлено, при этом Семейный кодекс КР будет превалировать над данными актами. Поэтому сохраняется определенный риск при участии в сделке по распоряжению товарным знаком состоящего в браке индивидуального предпринимателя.

© Алексей Вандаев, 2016

Патентный поверенный Кыргызской Республики


[1] п.4, ст.1, глава1,Гражданского Кодекса Кыргызской Республики;

[2] ч.2 ст. 345 Налогового кодекса Кыргызской Республики;

[3] п. 4 Порядок выдачи патентов в налоговых органах (утвержден постановлением Правительства КР от 24.11.2009 года № 713);

[4] п. 3 ст. 25 Закона Кыргызской Республики «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

[5] Постановление Верховного суда КР по административному делу № Н/п6-457/16 АД о признании незаконным регистрации товарного знака «Слобода» от 6 июня 2016 года;

[6] п. 3 ст. 25 Закона КР «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

[7] п. 4 ст. 26 Закона КР «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

[8] п. 2 ст. 35 Семейного кодекса КР;

[9] Правила регистрации договора об уступке охранного документа на объект промышленной собственности, селекционное достижение, лицензионного договора о предоставлении права на их использование, договора на использование традиционных знаний, договора о залоге исключительного права на объект промышленной собственности и договора о передаче технологии (утверждены постановлением Временного Правительства КР от 9 июля 2010 года № 118).


Смотрите также:

Комментариев нет - Оставить комментарий

Оставить комментарий

Здравствуйте , сегодня Воскресенье, 06.10.2024