Аналитическая заметка по поводу запланированного подписания Договора о товарных знаках ЕАЭС

На протяжении последнего десятилетия законодательство Кыргызской Республики (далее «КР») о товарных знаках не совершенствовалось, несмотря на то, что не соответствует ряду положений международных соглашений, одним из которых является Парижская конвенция по охране промышленной собственности, и не позволяет в достаточной мере защитить исключительные права. Все предложения и инициативы в этой сфере оставались без ответа.

Изменениям национального законодательства о товарных знаках быть! Поводом к этому послужит запланированное подписание Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Далее «Договор о товарных знаках Союза»). Распоряжение Правительства КР об этом было издано 1 июля 2017 года и все это время велась подготовка к исполнению данного договора. В скором времени, как ожидается в конце 2018 года, Кыргызская Республика должна подписать Договор о товарных знаках Союза. Данным международным документом создается новый механизм предоставления правовой охраны товарному знаку сразу во всех пяти странах союза. При этом можно будет подать одну заявку и потратив меньше средств и времени получить регистрацию товарного знака в каждой стране союза одновременно.

Но это еще не все плюсы от планируемого подписания Договора о товарных знаках Союза. Поскольку данный договор предусматривает ряд более благоприятных для правообладателя норм, чем национальное законодательство, то запланировано и обновление последнего, чтобы не создавался диссонанс между положениями о товарном знаке союза и национальной регистрацией регулируемой Законом КР «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее «Закон КР «О товарных знаках»).

По нашему мнению Жогорку Кенеш, должен урегулировать немало положений, некоторые из них мы решили отметить особо:

Физическое лицо, как заявитель. Заявителем а, следовательно, и правообладателем товарного знака союза может быть просто физическое лицо, оно же может ходатайствовать о преобразовании «заявки союза» в национальную заявку. Однако Закон КР «О товарных знаках» предусматривает, что владельцем товарного знака может быть физическое лицо занимающееся предпринимательской деятельностью. Данное расхождение следует устранить в национальном законодательстве и предоставить право подачи заявки физическим лицам. Но данную норму следует вводить обязательно вместе с противодействием злоупотреблению правом либо недобросовестной конкуренцией, которую мы упомянули ниже.

Опубликование заявок. Заявка на товарный знак союза будет публиковаться на официальном сайте в открытом доступе в считанные дни после ее получения. Эта хорошая практика, когда о заявке узнают третьи лица, которые возможно будут возражать против нее и смогут заявить такое несогласие официально. Россия, Белоруссия и Казахстан уже предоставляют доступ к поданным национальным заявкам, в то время как Кыргызпатент необоснованно считает эту информацию конфиденциальной. Локализация данной нормы поможет провести предварительный поиск по поданным заявкам в Кыргызпатент и исключить риски отказа при подаче товарного знака союза.

Сроки. Также стоит уменьшить сроки рассмотрения Апелляционным советом при Кыргызпатенте возражения на отказ в регистрации товарного знака, так как он составляет четыре месяца, вместо предусмотренных трех в Договоре о товарных знаках Союза. Срок который на отводится оплату пошлины за регистрацию знака указан в Договоре — один месяц.

Преобразование заявки и замена регистрации. Необходимо предусмотреть в Законе КР «О товарных знаках» возможность преобразования «заявки союза» в национальную заявку и замены национальной регистрации товарного знака регистрацией товарного знака союза.

Злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция. Кыргызское законодательство не предусматривает порядок признания товарного знака недействительным если действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией. Обязанность предусмотреть такие меры Кыргызстан взял на себя в рамках пакета ВТО присоединившись к Парижской конвенции (ст. 10 bis. и 10 ter.), но так и не имплементировал предусмотренные нормы. Хочется верить, что в пакет изменений в Закон КР «О товарных знаках» войдет и эта важная норма.

Использование товарного знака, как условие сохранения его регистрации в силе. В п. 2 ст. 16 Договора о товарных знаках Союза изложены условия прекращения охраны товарного знака союза в случае его неиспользования. При этом данный пункт перечисляя виды использования товарного знака не содержит номинального и псевдо-использования заключающегося в государственной регистрации лицензионного договора и только (без фактического производства товаров или оказания услуг под охраняемым обозначением). Надеемся, что Кыргызпатент поставит точку в новелле поощрения злоупотребления правом и предложит Жогорку Кенешу исключить норму «Выдача лицензии на пользование товарным знаком считается его использованием» (п. 2 ст. 1110 ГК КР).

Полагаем, что Договор о товарном знаке Союза и тесное взаимодействие патентных ведомств всех стран ЕАЭС поспособствует унификации и улучшению не только над-, но и национального законодательства в области товарных знаков и наименований мест происхождения товаров. А Кыргызпатнту и Жогорку Кенешу желаем не ограничиваться формальным редактированием Закона КР «О товарных знаках» обусловленным присоединением к Договору о товарном знаке Союза, а предусмотреть в законе также возможность взыскания компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак и другие меры защиты.

© Алексей Вандаев, 2018


Смотрите также:

Комментариев нет - Оставить комментарий

Оставить комментарий

Здравствуйте , сегодня Понедельник, 17.12.2018